БЛИЖАШИЕ








В племенных сообществах шаман выполнял роль знахаря или врачевателя. Но врачевательство считалось чем-то большим, чем восстановление физического здоровья. Оно означало обретение целостности, поэтому в качестве лекаря шаман в первую очередь возвращал человеку целостность.

.

В древних культурах болезнь считалась указанием на то, что у человека что-то не в порядке с душой, а физическое состояние было симптомом дисгармонии и разлада между телом, разумом и духом. Крепкое здоровье происходило от того, что видимое тело и невидимая душа действовали в гармонии с разумом, поэтому в шаманском врачевательстве необходимо понимать, что корень проблемы может иметь духовную или ментальную природу.

.

В современном обществе шаманы-врачеватели никоим образом не пытаются занять место квалифицированных врачей. Нынешних шаманов можно считать скорее врачевателями душ, поскольку их подход к любой проблеме обусловлен соображениями целостности и гармонии человеческой личности.

.

Мне выпала честь встречаться с образованными врачами из Европы и Скандинавии, чье знание шаманизма прекрасно дополняет их профессиональную работу.

.

В общем и целом, шаман-врачеватель помогает больному обнаружить, что его недомогание является результатом определенного образа жизни. Улучшение физического состояния часто следует за готовностью изменить образ жизни. Шаман понимает, что проблемы со здоровьем влияют не только на физическое тело. Он знает, что человеческий организм состоит из нескольких «тел», вмещающих отдельные аспекты нашей личности, каждое из которых воздействует или испытывает на себе воздействие физического тела.

.

Физическое тело — это вотчина телесного «я», которое контролирует и поддерживает его, действуя в основном на бессознательном уровне. Однако физическое тело можно рассматривать и как мысль, возникшую в разуме Великого Духа и явленную в материальной форме. Понятие о физическом теле как о творении мысли — это не новая, а очень древняя идея, и в ней содержится ключ к успеху многих шаманских методик.

.

Мысль дает схему для физического воплощения. Энергетическое тело, которое окружает физическое и составляет часть кокона ауры человека, происходит от мыслеформы бессмертного высшего «я». Но и оно, в свою очередь, испытывает воздействие мыслей, взглядов и убеждений человеческого «я», проецируемых на него через подсознание.

.

Энергетическое тело служит вместилищем для скрытого «я» и состоит из постоянно меняющихся тонов и оттенков звука и цвета, поглощая чувства и мысли человеческого «я».

.

Телесное «я» действует через физическое тело; скрытое «я» — через энергетическое и эмоциональное тело, человеческое «я» — через ментальное тело, а высшее «я» — через духовное тело. Каждый раз, когда человек отходит от намерения своего высшего «я» или его человеческое и скрытое «я» вступают в конфликт, равновесие нарушается. На уровне более медленных вибраций материального мира это проявляется как физическое расстройство, болезнь или недомогание. Телесное «я» реагирует на угрозу, организуя и управляя защитными механизмами организма.

.

Следует подчеркнуть, что наши «тела» перекрываются и объединяются друг с другом. Четких границ не существует.

.

Проблемы со здоровьем, хоть и проявленные в физическом теле, могут возникнуть в одном из других «тел». К примеру, эмоциональная травма, возникшая из-за дисбаланса в эмоциональном теле, может привести к приступу астмы. Стресс как следствие психологического состояния ментального тела проявляется в виде гипертонии. Стремясь к восстановлению гармонии, шаман-врачеватель пользуется глобальным подходом к проблеме.

.

Ущерб, причиненный духовному телу, может привести даже к его частичной утрате. В таких случаях для восстановления гармонии используется современная шаманская методика, называемая «возвращением души». Ни один человек не может нормально существовать и бороться с трудностями повседневной жизни, если его душа повреждена. Возвращение «пропавшей» части души принадлежит к числу величайших умений, практикуемых шаманами наших дней.

.

«Утрата» души обычно происходит в результате болезненной ситуации. Трагическое известие и связанное с ним состояние глубокого потрясения приводят к тому, что человек временно отстраняется от реальности; он чувствует себя умершим для остального мира или отделенным от самого себя. Несчастный случай может «отключить» человека на несколько дней, а после тяжелой болезни или хирургической операции иногда возникает ощущение отчужденности от своего тела, неприятное чувство пустоты и безразличия. Измена или развод, потеря работы, вынужденный уход на пенсию, изнасилование, издевательство над детьми — все это может привести к внутреннему онемению и ощущению того, что часть личности «куда-то пропала». Так оно и есть на самом деле. По-видимому, лишь шаманы сохранили древнее знание о том, как найти «пропавшую» душу, вернуть ее и помочь человеку вновь обрести целостность.

.

С шаманской точки зрения, существует лишь две главных причины недомогания:

.

  • .1. В человеческом организме находится нечто, чему там не место: энергия, которая ему не принадлежит. Это называется вторжением и устраняется с помощью процесса извлечения. Наиболее частая причина вторжения заключается в физической уязвимости, вызванной страхом, стрессом или хроническим беспокойством. Обычно это связано с неправильным образом жизни, ослабляющим энергетическую систему человека.
  • 2. В организме отсутствует нечто, что должно там находиться. Это называется отделением и лечится с помощью процесса возвращения.

.

Отделение возникает из-за рассеивания энергии и утраты жизненной силы. Энергию необходимо вернуть на место, чтобы человек снова мог обрести равновесие.

.

Однако некоторые шаманы полагают, что чувство отчуждения, одиночества и собственной ненужности тоже может быть причиной болезни. В таких — случаях шаман пытается вернуть человеку чувство собственного достоинства и востребованности в обществе.

.

В племенных общинах излечение происходило под руководством шамана при активном участий членов семьи, друзей и даже всего племени.

.

Шаман не пользуется своей личной силой для оздоровления, иначе его собственная энергетическая система подверглась бы ускоренному истощению и он сам бы стал жертвой того недомогания, которое собирался устранить. Вместо этого он прибегает к источнику неисчерпаемой энергии на духовном уровне и становится проводником силы из этого источника.

.

Каким образом шаман определяет способ лечения? Он советуется с больным; проводит диагностическую работу с помощью погремушки или маятника; вступает в контакт с телесным «я» больного или консультируется со своими духовными помощниками по поводу возникшей проблемы…

.

Консультация

.

Консультация может быть аналитической или эмпирической, а иногда один подход сочетается с другим. Аналитическая консультация обладает некоторым сходством с традиционной медицинской практикой, хотя иногда шаман прибегает к гаданию, чтобы получить информацию от подсознания, которая дополняет осознанные ответы, полученные в беседе с больным.

.

Эмпирическая консультация подразумевает привлечение больного к активному исследованию в измененном состоянии осознания под наблюдением шамана. Таким образом, больной вступает в контакт со своими внутренними учителями и помощниками, чтобы выявить причину болезни и возможные способы лечения. Затем информация передается на сознательный уровень.

.

Шаманская консультация заметно отличается от психотерапевтических методов, принятых на Западе, так как она основана на ином принципе: единственные истинные советчики больного находятся в необычной реальности…

.

Очень опытные шаманы, или кармические проводники, выполняли специальный ритуал шаманского оздоровления. Карма — санскритское слово, означающее «результат причин и следствий».

.

Шаманы знают священный закон, который гласит, что любая энергия, в конечном счете, возвращается к своему источнику. В контексте человеческой жизни это означает, что однажды отданное, в конце концов, возвращается к человеку. Иными словами, наши мысли и поступки имеют последствия, хотя и не обязательно мгновенные. Мы не можем навсегда «отбросить что-либо. Пройдут дни, месяцы, годы или даже вся жизнь, но энергия обязательно вернется. Шаман понимает, что некоторые болезни, расстройства или пороки имеют кармическую природу, унаследованную от предыдущей жизни, и в таких случаях современная наука оказывается бессильной. Лишь у кармического врачевателя есть возможность определить проблему, возникшую в прошлой жизни, и найти способ лечения.

.

Высшее «я» кармического врачевателя вступает в контакт с высшим «я» больного и знакомится с памятью его прошлых жизней на духовном уровне.

.

Шамана можно сравнить с врачом, изучающим вашу медицинскую карту, где записаны все показания, начиная с вашего детства. Врачеватель получает ясную картину травмы или болезненного опыта, послужившего причиной нынешнего недомогания.

.

Мне посчастливилось наблюдать за процедурой кармического излечения. Пациенткой была молодая женщина немногим старше двадцати лет, страдавшая от постоянных болей в животе. Она очень тревожилось, хотя медицинское обследование, анализы и электронное сканирование не выявили никаких физических расстройств. Предполагалось, что боли имеют психосоматическое происхождение, поэтому ей прописали транквилизаторы. Однако боли продолжались.

.

Во время оздоровления женщина пережила опыт из прошлой жизни, до них пор скрытый от нее. Через несколько недель я получил от нее очень теплое письмо, где говорилось, что боль сначала ослабела, а затем совсем прекратилась. Она не могла выразить свою благодарность за то, что я помог организовать ее встречу с шаманом-врачевателем, хотя в первое время оценивала перспективы такой встречи с изрядной долей цинизма.

.

Навыки, необходимые для достижения успеха в любой шаманской работе, нельзя почерпнуть из книг. Они приходят лишь к тем, кто сумел доказать своему шаману-наставнику, что он обладает необходимыми качествами и будет пользоваться ими ради блага других существ, так как настоящий шаман считает себя слугой Великого Духа.

.

Для ученика важны четыре основных качества:

.

  • 1. Осознание бытия Великого Духа одновременно внутри и вне Творения.
  • 2. Признание святости жизни во всех ее проявлениях и понимание того, что единственный наш грех — причинение вреда самому себе или другим людям.
  • 3. Уважение к Матери-Земле, дающей возможность для жизни, питающей, охраняющей и поддерживающей наше физическое существование.
  • 4. Демонстрация верности своему внутреннему свету через выражение любви и заботы о других существах в своих мыслях и поступках.

.

В шаманском понимании любовь — это обогащение жизненного опыта. Любовь желает радости, процветания и благополучия всем живым существам. Любовь не требовательна и не стремится подчинять или быть подчиненной. Она стремится к единству при сохранении индивидуальности и свободной воли, уважения к личности любимого человека.

.

Путь шамана лежит не через насилие или угнетение, так как это ведет лишь к дальнейшему разладу, который выражается во внутренних запретах, страхах, болезнях и недомоганиях. Недостатки используются как возможность для работы над собой, а достоинства признаются как должное и используются для служения и помощи другим существам. Шаман понимает, что путь к получению лежит через отдачу — главным образом, самоотдачу, — а чтобы получить любовь, нужно сперва поделиться ею.

.

Болезнь считается не врагом, которого нужно победить или укротить, а союзником в деле духовной эволюции личности, если только полученное сообщение будет правильно понято и использовано по назначению. Разумеется, представление о болезни как о союзнике больного трудно для понимания в современной культуре, не говоря уже о том, чтобы принять его; нас учили относиться к болезни как к несчастью, за которое мы не несем никакой личной ответственности.

.

Корень многих проблем заключается в нашем образе жизни, и физические симптомы часто служат предупреждением об утрате равновесия в гармоничной структуре тела, души и духа. Принимая перемены в образе жизни, нужно принимать и связанные с ними неудобства. Все это требует от шамана-врачевателя гораздо большего искусства, чем от лекаря, прописывающего таблетки.

.

Кеннет Медоуз «Шаманский опыт.

Практическое руководство по современному шаманизму»